Одним из направлений 3 областных Бианковских чтений была секция «Исследователи». Руководителями секции были Чернецова Ирина Ивановна, Валетчик Татьяна Александровна.
После общего знакомства наши маленькие исследователи отправились в увлекательное путешествие в царство Природы, которое на страницах сказки «Лесные домишки» создал В.В.Бианки. Ребята стали зрителями тех событий, которые происходят в этом произведении, просмотрев фильм, созданный учителями Чернецовой И.И. и Маштаковой Т.А. специально для ребят- первоклассников. Во время анализа произведения каждому исследователю были предложены перепутанные странички из будущей книжки-малышки. Ему предстояло восстановить последовательность событий, а, следовательно, и страничек. Оказалось, что одна из страниц была необычной, но не лишней, т.к. она стала маршрутным листом групп для получения следующей информации: 1- узнать в библиотеке об обитании птиц-героев сказки в Калининградской области; 2- по Интернету узнать, занесены ли птицы в Красную книгу России; 3- из телефонного разговора с научным сотрудником Национального парка «Куршская коса» Иванюковым Кириллом Андреевичем узнать об особенностях жизни данных птиц.
Результатом работы каждого исследователя секции стала созданная им книжка-малышка «Лесные домишки» и маршрутный лист с полученной достоверной информацией. Все это ребята увезли с собой в школу на память.
«БИАНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2010» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ для учащихся начальных классов
СЕКЦИИ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» 1 фаза - вызов 1. Представление педагогов. Вступительное слово: -Здравствуйте, дорогие ребята, хотя, нет – не ребята, сегодня вы – исследователи!!! Я - Ирина Ивановна и я –Татьяна Александровна вместе с вами отправимся в увлекательное путешествие. -Хотите узнать куда? Тогда прослушайте стихотворение. Ученик. Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь, На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть. -Так куда же мы отправляемся путешествовать? В царство ПРИРОДЫ, которое на страницах своего произведения «Лесные домишки» создал В.В.Бианки. 2. Беседа о творчестве В.Бианки (портрет, презентация) - А что вы знаете о В.В.Бианки? - Ну что ж, с нами вы уже знакомы (повторяем), с В.В.Бианки – знакомы. Что теперь осталось сделать? (познакомиться между собой) 3. «Ледокол» - знакомство участников секции Дети стоят в кругу. Каждый ребенок по очереди берет из «гнездышка»-корзиночки карточку с фотографией птички. Представляется сам, а потом и птичку (если знает, а если не знает, то узнает во время просмотра фильма - это нацеливание перед просмотром фильма) - Мы познакомились. Теперь можно отправляться в путь! - Вы знаете, что В.Бианки талант исследователя достался от отца — ученого-орнитолога. А кто же такой – исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями. Исследовать – значит подвергнуть научному изучению; осматривать для выяснения и изучения чего-н.) -Что исследователь должен взять с собой? (…, знания, интерес) - Все это у нас есть? Теперь подскажите, каким образом мы можем оказаться в лесу сейчас? - Теперь вы станете зрителями тех событий, которые происходят в произведении «Лесные домишки». Предположите это (опорная таблица «ЖАНРЫ») · сказка, · рассказ, · стихотворение? - О ком или о чем это произведение? Нарисуйте словами сюжет. (опорная таблица «ТЕМЫ») 4. Первичное знакомство с произведением «Лесные домишки» (Просмотр ФИЛЬМА) для проверки предположений и поиска названия своей птички. 5. Проверка первичного восприятия текста.
-В чем совпали предположения? · Жанр · Тема · Герои+Сюжет (О чем? Где происходит? Почему так названо?) -Кто из вас узнал свою птичку? Что о ней можете рассказать? - Да, наши исследователи внимательны, рассудительны, точны в своих предположениях. 2 фаза - осмысление 6. Чтение. Анализ произведения в группах. Ребятам раздаются заготовленные перепутанные странички из будущей (личной) книжки- малышки и др. детали. Каждому ребенку предстоит восстановить последовательность событий, а следовательно, и страничек. Для этого им необходимо будет обратиться снова к содержанию сказки, потом добавить героев на страницы, скрепить страницы, оформить обложку и т.д. Последняя страница - необычная, но не «лишняя». Пред ребятами-исследователями встает проблема недостатка информации. 7. Вторичный синтез
- Пользуясь теперь своей книжкой, расскажите, что вы узнали … о Ласточке-береговушке? о Зуйке? о голубе Витютне? об Иволге? о Пеночке? о Чомге? - А что вы заметили? (лишняя страница) - А теперь, вам, как настоящим исследователям, предстоит собрать достоверную информацию по следующим вопросам: Обитают ли герои сказки-несказки «Лесные домишки» в Калининградской области? Зимующие они или перелетные? Занесены ли в Красную книгу? - Из каких источников можно получить эту информацию? Для поиска ответов на эти вопросы объединяемся в группы Библиотека - Интернет - Звонок орнитологу на станцию Каждому ребенку вручается «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»!
8. Обмен полученными сведениями. Редактирование последней (необычной) страницы книжки. Формулирование выводов. 3 фаза - рефлексия Работа с ВЫСТАВКОЙ получившихся книжек-малышек, которые остаются нашим исследователям в подарок.
|