Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; учить характеризовать героев на основе их поступков.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. (слайд 2) Приём «Корзина идей»
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
- Эзоп Лафонтен Крылов
Др. Греция Франция Россия
VI век до н. э. XVII век XVIII-XIX векf
Командная работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.
Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Учитель: Как вы думаете, кто такие баснописцы?
– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.
(Слайд 3)
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?
– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)
II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.
(Слайд 4) Фильм о И.А.Крылове. (для запуска фильма желтая кнопка, время показа 1мин 16 сек)
Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.
(Слайд 5) Структура «ДО и ПОСЛЕ=ЭЙ АР ГАЙД» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).
ДО
|
УТВЕРЖДЕНИЯ
|
ПОСЛЕ
|
|
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.
|
да
|
|
Он родился в городе Самаре.
|
нет
|
|
Его семья жила бедно.
|
да
|
|
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.
|
да
|
|
|
|
|
Крылов выучил несколько языков.
|
да
|
|
Он начал писать в 16 лет.
|
нет
|
|
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.
|
да
|
|
В первой книге Крылова были рассказы.
|
нет
|
|
Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю.
|
да
|
III. Знакомство с басней
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?
(Слайд 6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
(Слайд 7)
Стадия осмысления
а) Первичное знакомство с басней.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)
– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)
Словарная работа (слайды 8-9) (по щелчку мыши появляется значения словОбъяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.:Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
- глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
- на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
- вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
- во всё горло – каркнула очень громко;
- была такова – исчезла, скрылась
Физкультминутка.
б) Повторное чтение басни учащимися («жужжащее» чтение.)
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]
д) Работа над моралью басни.
Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
IV. Проверка
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10-11)
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.
V. Стадия рефлексии: (cлайды 12-13)
а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа) б) Рефлексивный экран. Выберите и закончите фразу:
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
VI. Домашнее задание (слайд 14):
VII. Литература
1. Конспект урока, Склокиной О.Ю
Спасибо педагогам за предоставленный материал:
|