УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ИЗ РАЗДЕЛА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ»
УМК «ГАРМОНИЯ»
4 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с понятием «ориентиры» и разновидностями ориентиров;
совершенствовать навык работы с текстом учебника;
развивать речь, мышление учащихся,
способствовать развитию их творческих способностей;
расширять кругозор учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Окружающий мир. Учебник для 4 класса.
Часть 1.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2004;
О.Т.Поглазова. Рабочая тетрадь №1.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой,
карточки для кластера,
жетоны,
клубок ниток,
опорная таблица «Инсерт»,
карточки для блиц-опроса
ХОД УРОКА:
I.Фаза вызова
1. Учитель начинает урок с рассказывания древнегреческого мифа. Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея. -Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом? ....
Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. (ПОКАЗ КЛУБКА) Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.
2.Формулирование темы урока и постановка задач детьми
Презентация СЛАЙД 1
Анализ мифа
Презентация СЛАЙД 2
3. Работа с «Толковым словарем русского языка» Поиск ответа на вопрос: «Что такое ориентиры?». Презентация СЛАЙД 2
II. Фаза осмысления
1. Ответ: «ОРИЕНТИРЫ – это …».
Поиск ориентиров на предлагаемых иллюстрациях
Презентация СЛАЙД 3
2. Работа с текстом. Используется прием чтения с пометками - инсерт.
3. Обсуждение прочитанного с помощью таблицы «Инсерт»
4.Составление на доске «Кластера» (с учетом прочитанного материала учебника, с опорой на жизненный опыт детей)
ОРИЕНТИРЫ
в городе в лесу на открытой, равнинной
... ... местности
... Карточки для кластера (деревья, следы, трамвайные линии,сооружения, муравейники, холмы, одинокие деревья, линии электропередачи )
5. – Насколько важно уметь ориентироваться?
А что значит «уметь ориентироваться»?
Презентация СЛАЙД 4
6. Работа в парах.
Задание: «Узнать из учебника и рассказать друг другу о том, что такое горизонт и линия горизонта»
Проверка -
Презентация СЛАЙД 5
7. Наблюдение о местоположении классной доски, шкафов относительно двух ребят (один сидит за партой, другой – отвечает у доски).
ВЫВОД: ученики дали разные ответы, а местоположение предметов не поменялось.
8. Так возникла необходимость введения для всех одинаковых направлений ориентирования.
Выделили 4 основные стороны горизонта = сторон света
Презентация СЛАЙД 6
Выполнение задания №7 в рабочей тетради.
III. Рефлексия
Блиц – опрос (в таблице на карточке у каждого ученика)
1.Ориентиры – это любые предметы, в т.ч. и движущиеся. (-)
2.Путешественники называют ориентиры «путеводной нитью Ариадны» (+)
3.Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя (+)
4.Для ориентирования используются 5 основных сторон горизонта (-)
5.Уметь ориентироваться - значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта (+)
Домашнее задание: стр.26-31, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн «Ориентиры», (и) или составить карту с пояснениями к ней
|