Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Эмоциональная мотивация
-Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам не только радость общения, но и как всегда … новые знания!
Цель: оценить свою готовность к уроку.
(дети стоят)
(дети садятся) Вывод: готовы к уроку.
2.Повторение изученного. Актуализация знаний:
Цель: создание условий для развития регулятивных УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
( На доске буквы: с ш о л ж в а ц )
Запишите букву, которая обозначает парный глухой согласный звук звуку [З]
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква не первая в алфавите и обозначает гласный звук,
Эта буква стоит в алфавите третьей по счету.
Ну а про последнюю нужную букву вы можете сами сформулировать верное суждение…
Какое слово у вас получилось?
Какие буквы остались? Что их объединяет?
Почему я предложила собрать именно это слово?
Цель: подготовиться к работе на уроке.
Открывают тетради, записывают число, классная работа
С
Л
О
В
А
СЛОВА
[Ш Ж Ц] всегда твердые звуки
ТЕМА НАШЕГО РАЗДЕЛА с.90
На доске лишние буквы были даны
Ш Ж Ц
Используется методы беседы.
3. Постановка проблемы урока
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
А что вы уже узнали и можете рассказать о словах?
Я утверждаю, что данные слова МНОГОЗНАЧНЫЕ. (из трех частей речи)
Вы так много знаете о словах, почему же тогда у меня на доске знак ?
Цель: повторить сведения.
-главный работник в языке
-количество слов
-устаревшие слова и новые слова, НАПРИМЕР…
-нельзя изменять по своему желанию названия, предметов, признаков, действий, количества
-не зная значения слов, не надо использовать в своей речи
-многозначные слова, НАПРИМЕР….
с одним значением
Да! Все слова многозначные. Утверждение верное!
- Узнать новое о словах! Это ЦЕЛЬ нашего урока!
На маркерной доске написаны заранее многозначные слова:
Побег — из тюрьмы, росток
Добрые — руки, слова, люди
Лист — бумаги, лист дерева
Забить — гвоздь, гол
Бокс — вид спорта, отдельная палата
Труба — музыкальный инструмент, печная труба
Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению темы урока, понятий «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...)
А узнать и сформулировать ТЕМУ нашего урока вам поможет задание 562. (2 мин на выяснение)
Итак, тема нашего урока….
«Синонимы и антонимы»
Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?
Цель: оценить как усвоены новые понятия
Работа в паре:
Задание 562 в ТПО с.16
Письменное выполнение задания 562
Вывод: СТРОИМ КЛАСТЕР
Синонимы- это слова близкие по смыслу,
одной и той же части речи
отвечают на один и тот же вопрос,
но звучат и пишутся по-разному.
Антонимы -это противоположные по смыслу слова,
относятся к одной и той же части речи,
отвечают на один и тот же вопрос
Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по лексическому значению. Без синонимов нам не обойтись. Наша речь без них была бы скучной и однообразной.
Во-первых, одна из основных функций синонимов - функция замещения. Близкие значения синонимов позволяют употреблять одно слово вместо другого, что делает речь разнообразной, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.
Во-вторых, синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль.
Таким образом, синонимы позволяют избегать однообразия речи и одновременно служат для повышения выразительности речи. И архаичные, и диалектные, и профессиональные синонимы нам необходимы, потому что благодаря им мы можем с наибольшей точностью выражать свои мысли.
5. Изучение нового учебного материала
Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями «текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель1: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается найти синонимы и добавить еще слова с близким значением, открыть тайну слов (многозначных)
Цель2:
Прочитайте внимательно задание 563
Какой вывод можем сделать о синонимах?
Все ли мы узнали?
Нам предстоит открыть сейчас еще одну тайну слов нашего языка с помощью…… ОШИБКИ МАЛЫША! (задание 564)
Работа с выводом по учебнику стр. 98
Физминутка:
Цель: создать условия для
• мыслительной и физической разгрузки
• сохранения мотивации учения
-Выполняем движения все вместе.
Кто был внимателен, какие антонимы я вам назвала?
Цель: сформулировать до конца понятие «синонимы и антонимы, добавить к имеющимся новые сведения».
Выполняют задание в парах.
( зачитывают найденные и добавленные синонимы)
Нет! Есть еще вопросы.
Задание 564
ВЫВОД:
У многозначных слов не один синоним и антоним, а несколько – для каждого значения СВОЙ!
Антонимы - это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
Работа в ТПО з.563
Работа в ТПО з.564
6. Закрепление учебного материала
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
- А сейчас поработаем самостоятельно. Вам предстоит творческая работа (з.565). Прочтите задание.
Кто для всего класса может составить инструкцию по выполнению данного задания?
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной
Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
-Закрепление.
Инструкция:
1.Прочитать текст первый раз со всеми предложенными словами (глагол).
2.Решить, чем по значению различаются слова.
3.Выбрать наиболее подходящее одно слово.
3. Прочитать текст с выбранным словом.
4. Если слово удачно выбрано, списать.
5.Отметить орфограммы.
Выполнить дополнительные задания
Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Пришло время оценить вашу работу:
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
Цель:представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Рефлексивное оценивание работы на уроке
Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;
8. Сообщение домашнего задания, инструктаж
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.