«Изучение наследия В.Бианки
как коллективный метапредметный творческий проект»
Голубицкий Алексей Викторович,
директор МОУ «Храбровская СОШ»,
Чернецова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «Храбровская СОШ»
Сегодня перед школой стоят новые задачи. И самая важная из них – воспитать человека, который мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, «насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и даже государственную полезность».[2]
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания и т.п. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Именно поэтому сегодня стоит говорить о формировании уже у учащихся начальных классов метапредметных умений и навыков. «Под ними подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях». [3]
Данные цели становятся достижимыми при использовании проектной методики с начальной школы. В процессе проектной деятельности формируется человек, «умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.» [3] Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Важным средством достижения поставленной цели является участие учеников в широкомасштабных образовательных событиях. Сложившая система мероприятий обладает некоторыми недостатками:
• не хватает образовательных событий для учеников начальной школы,
• узкая направленность образовательных событий,
• нехватка позитивных примеров для подражания,
• недостаток сетевого взаимодействия при существующей у учителей и школ воле к сотрудничеству.
Указанные недостатки привели нас к идее создания своего интересного образовательного событий, которое обладало бы следующими особенностями:
• целевая группа – ученики только начальной школы,
• стресс во время мероприятия только творческий (гарантированный успех),
• сетевое взаимодействие (вовлечение в организацию нескольких образовательных учреждений),
• многообразие направлений и форм деятельности (возможность для раскрытия способностей для каждого ученика),
• обращение к наследию В.В. Бианки.
Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью, поэтому в МОУ «Храбровская СОШ» и родилась идея провести цикл мероприятий, посвященный личности и творчеству замечательного писателя-натуралиста Виталия Бианки, который получил название «Бианковские чтения». Впервые «Бианковские чтения» в МОУ «Храбровская СОШ» были организованы в 2008 году по инициативе учителей школы, и объединили они участников одиннадцати школ Калининградской области и г.Калининграда.
II Областные Бианковские чтения пройдут уже на трёх площадках в разных общеобразовательных учреждениях Калининградской области. Совместная работа площадок будет организована посредством телемоста через Интернет.
Таким образом, Бианковские чтения стали уже широкомасштабным проектом, и желающих принять в нем участие становится все больше. Но… команду от школы представляют только 5 учеников! А как же быть всем остальным желающим? И выход из данной ситуации был найден.
Уже в прошлом году в рамках данного крупного проекта я создала свой минипроект «Бианковских чтений». Выбор данного метода работы обусловлен тем, что метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен кабинета в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Метод проекта реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту. Зная преимущества метода проектов и учитывая возрастные особенности учеников, а именно то, что они были первоклашками, и был разработан минипроект «Бианковских чтений».
Цели проекта:
· пробудить у детей интерес и любовь к русской природе, воспитать патриотические чувства на примере личности В.В. Бианки;
· создать условия для самоопределения и реализации творческого потенциала учащихся.
Задачи:
· знакомство детей с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
· развитие интереса к исследовательской работе;
· привитие навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения:
· развитие творческих способностей;
· воспитание культуры чтения. Ребята стали второклассниками.
Поэтому в сравнении с первым классом границы проекта для учащихся 2 класса немного расширились.
Как и в 1 классе, подготовка к Бианковским чтениям началась с разговора о жизни и творчестве В.Бианки «Штрихи к портрету». Ребята узнали о том, что самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. «Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».[1] Это послужило толчком к созданию в классе «Клуба журналистов». Заседания клуба планируем проводить 2 раза в четверть в форме «круглого стола». В I четверти состоялось одно заседание, результатом которого стал выпуск первого номера газеты 2 «Б» класса под названием «Классный вестник». В этом выпуске опубликованы отзывы «журналистов» о проведенной нами природоохранной акции «Чистые берега». Вот один из них.
«Летом на море много отдыхающих. Иногда они оставляют за собой мусор. Чтобы наше море было чистым, мы с классом поехали убирать пляж. На пляже валялось много бутылок, пакетов, бумаг. Ребята складывали весь мусор в мешки. Потом их уносили и выбрасывали в специальные контейнеры. Еще мы видели как ловят камбалу. Теперь я понял, что всегда надо убирать за собой мусор, потому что надо беречь природу!»
Илья Гуленко
Эта акция является частью ежегодно проводимой исследовательской работы. В 1 классе исследовательская работа была направлена на изучение животных листового опада и включала операцию «Листопад». Во 2 классе целью исследования является изучение причин загрязнения ТБО (твердыми бытовыми отходами) побережья Балтийского моря в районе г.Зеленоградска. С результатами данного исследования мы будем выступать на научно-практической конференции. Исследовательская работа тесно переплетается с работой кружков. В прошлом году работал кружок «Хранители Природы», а в этом - «Знакомые незнакомцы», где отдельные занятия кружка мы посвящаем изучению наследия В.Бианки.
Так, например, после знакомства с произведением «Кто чем поет», была проведена электронная викторина. Перед ребятами стояла задача узнать, чей это голосок звучит, т.к. настоящие голоса животных рассказа им предлагались в записи. Такая викторина ребятам очень понравилась, хотя им было нелегко.
Ну а какой же проект может быть творческим, если не будет включать в себя конкурсы!? И в моем проекте отведено одно из главных мест конкурсу рисунков «Природа страны Бианки», конкурсу фотографий «Я видел сам», конкурсу стихов и др. О победителях этих конкурсов и их произведения можно тоже прочитать в нашей газете.
Из бесед о жизни и творчестве В.Бианки ребята узнали, что он был не только писателем-натуралистом, но еще и отличным футболистом. «Его ставили в сборную города (Петербурга). Он бил с обеих ног, славился резким, рывком и точной прострельной передачей. Великолепно подавал угловые, хлёстким, резаным ударом прямо на ворота».[4] Поэтому не менее важным мероприятием в рамках моего проекта является День Здоровья, который стал у нас не только спортивным праздником учеников, но и праздником родителей.
Родители моего класса - тоже участники «Бианковских чтений», т.к. с 1-го класса они являются организаторами «Семейных Чтений»: каждая семья сама выбирала книги В.Бианки для чтения. А в этом году в приложении №3 «ПОЛОЖЕНИЯ о Бианковских Чтениях» рекомендованы для чтения 6 обязательных произведений: - «Чей нос лучше»; - «Хвосты»; - «Кто чем поет»; - «Первая охота»; - «Мышонок Пик»; - «Чьи это ноги?». [6] И каждый ребенок, не входящий в школьную команду, прочитав их, сможет проверить свои знания в межшкольной электронной викторине. Да и не только в этой викторине, потому, что полученные знания нужны и на «Поляне сказок». Такие «полянки» я могу организовать и на уроках, например, на уроках внеклассного чтения или технологии. Так в 1 классе мы в нашей мастерской на уроке технологии работали над изготовлением обложки к книге «Лесной Колобок – Колючий Бок», которую прочитали на уроке внеклассного чтения, а во 2 классе мы сами создадим книжки-малышки «Лис и Мышонок» и подарим их первоклассникам и ребятишкам детского сада «Радуга» п.Храброво.
Работа нашего коллективного творческого проекта на этом не закончится и будет продолжена. Надеюсь, что ребята с таким же большим интересом и удовольствием продолжат участвовать во всех дальнейших мероприятиях проекта.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, создается адекватная информационная среда, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной и художественной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.[5]
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Список использованных источников
1. Бианки В.В. Собрание сочинений: Для детей. Т.3: Лесная газета. Клуб Колумбов /Виталий Валентинович, Бианки; Коммент. Е. Бианки; Рис. В. Курдова. – Л.: Дет. лит., 1975. – 462 с.: ил.
2. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов [Текст] / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. — СПб., 2003.
3. Учимся вместе решать проблемы: методический пакет метапредметных программ для участников проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов в образовательной деятельности учащихся» [Текст] / Под ред. член-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. О. Е. Лебедева. — СПб., 2004.
|